История чая.

История чая восходит к самому началу истории Поднебесной. Удивительным образом, как и все в Китае, чайная история соединяет в себе вымысел и реальность, которые, дополняя друг друга, образуют один непрерывный поток переживания, размывающий границы обыденного и сакрального. Делая глоток чая, мы переносимся на 5800 лет назад, когда по земле Китая еще ходил Второй Император, Божественный Земледелец Шень Нун (что переводится как Пахарь Духа).  Кожа на его теле была подобна прозрачному нефриту, и он мог видеть все, что происходит у него внутри. Благодаря этим свойствам, Шень Нун исследовал действие растений и трав, и определял где яды, а где лекарства.  Он научил людей пахать землю, выращивать растения и использовать их в пищу. Шень Нуна считают Великим Врачевателем, так как он использовал свои знания на пользу людям и научил их медицине. При помощи специальной зверюшки яошоу («лекарственный зверь»), которая очень любила, чтобы ее гладили по голове, Шень Нун узнавал о болезнях людей и находил нужную траву для лечения. Однажды, решив отдохнуть после долгих трудов на благо людей, Шень Нун прилег под  незнакомое раскидистое дерево и поставил на огонь воду. Легкий ветерок сорвал нежные листики и принес их в котел, в результате чего получился чудодейственный отвар, который не только очистил Шень Нуна от ядовитых веществ, но и напитал его силой и бодростью. Так чай открыл свои свойства людям и получил название «лекарство от ста болезней».
Дальнейшая история чая продолжается в волшебном тумане священных гор и тайных знаний. Его использовали шаманы и целители, а позже даосские отшельники, для того чтобы лучше понимать язык духов, лечить болезни, и достигать бессмертия. Они верили, что чай, росший в священных горах, был способен накапливать в себе благодатную энергию Неба и Земли, и отдавать ее во время приготовления священного напитка.  А ведь известно, что древние даосы знали толк в растениях. Они понимали их язык и постигали сокровенное знание, изучали законы жизни и смерти и оборачивали их вспять, были способны сохранять вечную молодость и проникать в запредельное. До сих пор чай в Китае считается лекарством, способным укреплять и очищать, питать жизнь и избавлять от недугов. Многие учителя Цигун и Тайцзи Цюань обязательно включают чай в систему своих занятий для укрепления внутренней энергии и питания духа. Существует молва о необыкновенных свойствах некоторых чаев. Если выпить такого чая, можно освободиться от помех и страстей, достигнуть равновесия и гармонии с Дао, проникнуть в суть Сокровенного и стать Истинным человеком.
В тоже время простые люди тоже были знакомы со свойствами чая и зачастую просто употребляли его в пищу, так как он хорошо утолял голод и укреплял здоровье. Именно как о продукте питания, о чае упоминает некий Чжоу-Гун в своей книге Эрья, написанной в 770 году до нашей эры.
С уважением упоминает о чае и великий философ Кун Фу Цзы, более известный в России как Конфуций. Ему принадлежит фраза: «Хочешь открыть лучшее в человеке - напои его хорошим чаем». Конфуций считал высшим идеалом  человека благородного мужа, который имеет чистые помыслы, доброе сердце и готов посвятить свою жизнь служению людям. Вслед за Конфуцием, его исповедовали многие китайские ученые и культурные люди. На своих собраниях они заменили вино чаем, который способствовал возвышенным состояниям и мирной, дружественной обстановке. Конфуций привнес в чаепитие такой важный принцип как почтительность, выражавшийся в одинаково уважительном отношении ко всем присутствующим, в независимости от их чина и положения, мягкой и дружественной речи и внимательном слушанье, уважении к старшим, обязательном вспоминании своих предков и учителей. Любое чаепитие сопровождалось поднесением чашки к алтарю в знак уважения и осознания постоянной взаимосвязи Неба, Земли и Человека, всех ушедших и ныне живущих, учителей и учеников. Конфуций верил в чистоту человеческой природы и находил ее отражение в чае. Ведь чай живет вдали от суеты, питаясь лишь дождевой водой и каплями росы, подаренной Небом. Высоко в горах распускает он свои цветы, встречая закат и рассвет. Не гордится тем, что из его листьев делают чудесный отвар, способный исцелять болезни и укреплять дух.
В 516 году до нашей эры в Китае произошло еще одно знаменательное событие. С запада (со стороны Индии) пришел Рыжебородый Варвар, он же Бодхидхарма, он же Дамо, который принес в Поднебесную учение Будды и передавал его не словами, но прямо от сердца к сердцу, что стало потом отличительной особенностью школы Чань, которую он и основал. Дамо был необыкновенным человеком. Он обладал решительным, бесстрашным характером и не упускал возможности прямо указать на истину, даже если перед ним был сам император. Бодхидхарма 9 лет просидел в пещере, погруженный в глубокую медитацию и, подобно Будде, постиг Совершенную Мудрость, которую можно познать не из книг, не из рассказов, а лишь прямо пережив во время своей практики. Поселившись в известном монастыре Шаолинь Сы, Дамо учил монахов созерцанию своей Истинной Природы. А чтобы они сохраняли бодрость и силу духа, предлагал им пить чай. Существует легенда о том, что Бодхидхарма вырвал свои ресницы за то, что они закрывались помимо его воли во время медитации и бросил их на землю. Вот из этих-то ресниц и вырос чайный куст. Чай стал пользоваться необыкновенной популярностью у буддистов, которые отрицали потребление алкоголя и других одурманивающих веществ. Чай стали называть «напитком просветления», использовать в своих ритуалах и подношениях к алтарю Будды. Кроме того, в отличие от Индии, в Китае не было обязательной традиции делать подаяние монахам. И они вынуждены были работать. А так как буддийский последователь может зарабатывать себе на жизнь только тем, что служит благу всех живых существ, чай как нельзя лучше подходил для этих целей. Буддисты стали искусными чаеводами, а чаепитие само по себе стало глубокой практикой медитации. Существует пословица «чай и Чань – один вкус». Во многом распространение чая по  территории Китая и за его пределы в Японию, Корею, Вьетнам, было связано с деятельностью бродячих чаньских монахов, неизменным спутником которых всегда был чай. Д.Т. Судзуки считал, что чай является таким же символом буддизма, как вино – символом христианства. В современном Пекине один из наиболее популярных чайных домов называется «Чаньский чай», а знаменитый музей чая в уезде Анси находится на территории буддийского храма.
Таким образом, чай в процессе своей истории стал объединяющим началом трех великих учений. И, впитав лучшее из них, чай обрел свою традицию, свою культуру и свой Путь. Все они расцвели во времена славной династии Тан (618 – 907 г. н.э.) Чай стал обязательным спутником образованных и культурных людей. За чаем читали стихи, любовались картинами, слушали музыку. Появилась традиция «Чистых бесед» с чаем и «Чайных пиров». Чай подносили к императорскому двору как большую ценность, превосходящую золото. Появился список Императорских чаев, которые пользовались наибольшим уважением и почетом. Стали открываться чайные дома, в которых сосредоточилась культурная жизнь Поднебесной того времени. Торговля чаем стала средством наполнения государственной казны династии Тан и способом развития связей с соседями.
В это же время жил знаменитый Лу Юй (733-804), тот, кого считают Богом Чая,  покровителем и учителем всех чайных людей. При жизни Лу Юй в совершенстве постиг Путь Чая, и обобщив знания своих предшественников, он написал знаменитый «Чайный канон» (Ча Цзин), первый трактат в мире посвященный чаю. В этой книге Лу Юй подробно описал происхождение чая, его свойства, историю и территории его произрастания, а также - орудия сбора чая, процесс его обработки, способы чаепития и чаши для питья. Лу Юй был сиротой и воспитывался в чаньском монастыре Цзин Лин Лунгай Сы, где очень много узнал о чае. С детства он проявил способность к приготовлению чая, чем немало радовал своего наставника Чжи Цзи. Однако он не стал последователем только лишь буддийского учения и, покинув монастырь вместе с бродячими артистами, отправился искать свой собственный путь. Он много путешествовал, встречался с интересными людьми, монахами, поэтами, каллиграфами и государственными деятелями.  Всех их объединяла любовь к чаю. Во время своих странствий Лу Юй собирал чай, пробовал воду, изучал местные чайные обычаи и записывал свои исследования. В 760 году поселился в горах отшельником, где и писал свой  «Ча Цзин». Жил просто, общался с крестьянами, любовался природой, играл с водой и деревьями, гулял день и ночь по горам. В общем «вел себя как сумасшедший из царства Чу»
В своем стихотворении Лу Юй писал:
Не жду от жизни слитков,
Не чаю чаш из белого нефрита,
Не жажду при дворе входить к владыке,
Не думаю о празднествах в столице,
Стремлюсь лишь быть на Западной реке,
Где некогда сходил с цзилинских гор.
Лу Юй был великим философом, который не только подробно описал чай и в совершенстве владел его приготовлением. Взяв лучшее из конфуцианских представлений о Высшей Добродетели, буддийского прозрения Истинной Природы, и даосского принципа следования Естественному и единения с Дао, он создал свою собственную философию, в которой все это гармонично соединяется в единое в процессе чаепития, что позволяет пьющему чай достичь высшей мудрости и чистоты, вкушая чудесный напиток.
К сожалению, в истории чая не все было так гладко, как во времена великих  Танов. В 1206-1368 гг территория Китая более чем на столетие была оккупирована Чингис-ханом и Кубла-ханом.  Они основали династию Юань и уничтожили большинство чайных плантаций. Чай вновь стал редким напитком, доступным лишь знатокам и посвященным, которые смогли сберечь таинство Чайного Пути.  А вот массовая культура питья чая была почти утрачена. Монголы не понимали утонченности китайской традиции и крайне упростили чаепитие. Однако при династии Мин (1368-1644 гг), чайная культура вновь возрождается. С этого времени чай начали заваривать популярным и ныне способом, когда целые листья опускаются в кипяток, что связано в первую очередь с появлением новых, особо изысканных сортов чая. Появляется потребность в новой посуде, и приобретает все большую известность исиньская глина. Большим ценителем чая был правивший в эпоху Цин (1644 -1911гг.) император Цянь Лун (1736 -1796 гг), который писал: «Государь даже один день не может обойтись без чая».
Сегодня чай в Китае по-прежнему в большом почете. Он стал практически визитной карточкой китайской цивилизации, которая, пожалуй единственная из всех ныне существующих, смогла не только пережить все свои социальные катаклизмы, но и сохранить все тонкости живой традиции до наших дней.
Однако чайная история далеко не ограничивается только Китаем. Этот напиток завоевал весь мир. Вместе с учением Будды он проник в Страну восходящего солнца, и японская чайная церемония сейчас считается национальным достоянием этой страны. В 16 веке о чае узнали в Европе и России, а уже в 17 веке он приобрел там необыкновенную популярность. В 18 веке бойкая торговля чаем шла уже как по суше, так и по морю. Сухопутный путь назывался кяхтинским, а морской кантонским в соответствии с местом погрузки. Однако Китай того времени был настолько самодостаточной страной, что китайские власти не очень стремились к торговле с западными государствами и предлагали им невыгодные условия на покупку чая. Эта стало одной из причин начала в 19 веке печально знаменитых опиумных войн. Все возрастающий спрос на чай в Европе побудил англичан  в 1863 году высадить первые чайные плантации в Индии. Научный прогресс ворвался в чайную отрасль. «Больше и дешевле» стало основным лозунгом времени, в гонке за результатом широкое распространение получила механическая сборка и приготовление чая. В продаже появились относительно дешевые чаи, которые заполнили рынок, постепенно приобрели форму пакетиков, и стали использоваться исключительно как незатейливое дополнение к завтраку и ужину. К счастью, в 21 веке на Западе, уставшем от технического прогресса, начал возрождаться интерес к древней чайной традиции. Появились переводы Ча Цзин и других чайных трактатов. Вернулось уважение к ручному сбору чая и тем древним, но по-прежнему, самым искусным инструментам его приготовления, к любованию чайниками из исиньской глины и неспешности самого чайного действа, и конечно, к той детской наивности чайных людей, которая только и способна дать пространство для истинной мудрости Пути Чая.