Кинойога – это ещё один способ узнать себя. Иногда с неожиданной стороны, иногда внезапно, среди слёз или смеха. Но всегда заманчиво, ведь мы делаем это, развлекаясь. Использовать кино в качестве йоги предложил Тев Спаркс, директор Трансперсонального Тренинга Грофа. Он всю жизнь был фанатом кинематографа, а по мере работы в Холотропном подходе соединил два своих страстных увлечения. Тев предлагает обратиться к значению слова йога – «то, что соединяет». Следовательно, кинойога – это способ соединиться со своими чувствами, внутренним миром и переживаниями с помощью кино.

Это совсем не напоминает тяжёлую «работу над собой», которую мы так хотим начать, но никак не находим для неё времени. Это же просто кино – это забавно. Всё, что нужно сделать – устроиться на диване поудобнее и быть внимательным. Мы просто слегка смещаем фокус своего восприятия – мы замечаем свои реакции на фильм и те моменты, которые «зацепили» больше всего. Именно кино может дать нам те ключи, те неожиданные тропки к лучшему пониманию самих себя, своих реакций, а значит, новые возможности для наших отношений, для того, что важно в нашей жизни. Чудесно, что для этой подойдёт абсолютно любой фильм.

Наверное, вы замечали, что есть те фильмы, которые вам смотреть трудно или те, которых вы избегаете, а ещё те, которые вы любите и можете пересматривать сотню раз. Внимательно наблюдая за собой, вы можете обнаружить, что же именно внутри вас откликается на особенные для вас моменты на экране. Тев предлагает для этого очень простую практику – всякий раз, когда вам хочется сказать, что «фильм вывел меня из себя» или «разозлил» или как-то ещё описать то, что происходило во время просмотра, попробуйте новую формулировку. Например, «я разозлился, когда увидел…» или «а в этот момент я был невероятно растроган». Мы учимся замечать свои чувства, а со временем мы можем пойти немножко дальше - отмечая свои переживания, мы можем спросить себя – «а знакомо ли мне это чувство?», «когда я испытывал это раньше?». Так, совершенно невинно, совершается потрясающая практика – мы обнаруживаем свои чувства, даём им место и пространство, а вместе с ними как будто возвращаем себе частички своей души, обретаем полноту и растём с каждым кадром.

Книга Тева Спаркса «Кинойога», которую перевела Александра Емельяненко, содержит развёрнутый путеводитель по использованию кино для вашей персональной йоги. Интересно, что фильмы активируют в нас не только биографическую, но и перинатальную динамику. Если мы будем внимательными, мы заметим, как символы каждого этапа внутриутробной жизни, работают в кино. Тев Спаркс назвал эти этапы «зонами трансформации» - вместе с героями фильмов мы последовательно проходим участки путешествия от зоны безмятежности и комфорта через зону ловушки и яростной борьбы к зоне свободы и нового обретения себя в мире. Отчасти этим и объясняется иногда неожиданно мощный эмоциональный отклик на то, что мы видим на экране – в нас отзывается внутриутробная жизнь и особенности нашего рождения.

Ещё одна область, с которой мы соприкасаемся через кино, – это область коллективного бессознательного или область архетипов. И с этой точки зрения, киноиндустрия стала современной духовной технологией. В нас пробуждаются глубинные образы человеческой культуры – мы идентифицируемся с героями мифов, зачастую представленных в самой что ни на есть современной обстановке. Они могут носить ту же одежду, что и мы, но воплощать силы, движущие нами с древних времен – архетипы Матери, Мудрого старца, Искателя, Колдуньи, Трикстера продолжают жить среди нас и сегодня. Самые кассовые фильмы обычно вольно или невольно рассказывают нам историю, которой движут глубинные, архетипические мотивы. А современные звуковые и компьютерные технологии кажется, почти буквально позволяют фильмам проникать в нас. И то, что откликается на такие универсальные сюжеты, как Путешествие героя, о котором писал Джозеф Кемпбелл – это самые глубокие слои нашей психики.

Так мы узнаём себя на разных уровнях и с разными фильмами для того, чтобы исцелиться от старых ран, найти то, что вдохновляет, и жить более осмысленно и полно. Если вы любите кино так же, как и мы – попробуйте. После этого фильмы уже никогда не будут прежними, так же, как и вы.