Делая вдох, я осознаю, что я делаю вдох. Делая выдох, я осознаю, что я делаю выдох. Быть в том, что есть – в этом весь дзэн. Открыться настоящему мгновению просто потому, что нет никакого другого. Эти мгновения составляют самые яркие воспоминания, когда вдруг, захваченные красотой пейзажа, задушевным разговором или музыкой, мы оказываемся в настоящем. Вернее, помним, что в момент своего переживания были в настоящем. Мы помним, что это моменты подлинной жизни, но не помним, как туда попасть. Как попасть туда, откуда никогда не уходили.

Потом мы обнаруживаем, что это состояние ушло, и стремимся его вернуть. Стараясь все больше и больше, мы оказываемся все дальше и дальше. Тоскуя по своему прошлому, мы бежим к счастью, которое вот-вот наступит – на выходные, в отпуске, на Новый год, наконец. И опять оказываемся ни с чем. Одна из дзэнских притч описывает человека, который стоит по пояс в воде и умирает от жажды. Так и мы теряем свою жизнь в погоне за миражами: собственными фантазиями о будущем и сожалениями о прошлом.

Мы абсолютно уверены, что существует какой-то надежный способ стать счастливым. Должна быть какая-то правда, какое-то средство прожить свою жизнь правильно. Награда за это – счастье. Наверное, нужно больше работать, ездить в правильные места, общаться с правильными людьми, отправлять детей в правильные школы и читать правильные книги. Может, нужно больше медитировать или поститься. Или послать все подальше, потому что один раз живем, пуститься во все тяжкие, ожидая найти соль жизни на руинах своей личной культуры. У каждого своя правда и свой способ упаковать жизнь в идею или концепцию. Так спокойнее, и знаешь, что будет дальше.

Однако жизни не умещается в рамки, она находит свой собственный путь. Мы узнаем о ней своими чувствами, неожиданными потерями, внезапными расставаниями. Это не очень нравится, потому что нас застают врасплох. Все идет не так и не туда, и мы начинаем бороться с самой жизнью. Колоссальные усилия могут давать временную передышку, но мы все больше заходим в тупик. Вместе с тем, что пугает, мы вдруг теряем то, что очаровывает и вновь возвращаемся в мир своих иллюзий.

Какое отношение имеет к этому путь дзэн? Что он может дать нам среди моря информации, обязательств и технологий? То, что называется «путем без пути» предлагает посмотреть внутрь себя и открыться тому, что есть – насморку, сломавшейся машине или еле заметному качанию деревьев в парке. Дзэн – это состояние нашего ума, молчаливая улыбка Будды. Мы можем попробовать не гнаться за счастьем, потому что нельзя получить то, что и так имеем. Его неуловимое очарование трудно передать словами, всякий раз, когда мы пытаемся сделать дзэн одним из способов достичь счастья, он ускользает.

Дзэн пропитывает каждое мгновение без желания его изменить, ускорить или замедлить, отнести к какой-либо категории. Можно остановиться и заметить. Даже когда мы неподвижны, мы редко останавливаемся, если только не врезаемся во что-нибудь на полном скаку.

Дзэн- это полное присутствие. Это так просто, но так нелегко. Когда мы открываемся настоящему мгновению, мы сталкиваемся с жизнью, с тем, что есть. Это может пугать и разочаровывать, ранить нас и лишать надежд. Мы обнаруживаем, что нет ничего постоянного и всякий раз может потребоваться новое решение. Никто, и мы в том числе, не избежит старения, болезней, смерти, потери близких. Мы опираемся лишь на собственные поступки и теряем виноватых. Что бы мы ни делали, нам не скрыться от этого.

Эти переживания кажутся разрушительными, но что же они на самом деле разрушают? Под угрозой оказывается наше представление о себе, о независимой и самосущей природе собственного «Я». С точки зрения дзэн, в подобном представлении заключена суть того, как естественный ход жизни становится для нас страданием. Мы в силах распознать эту иллюзию и в этом ключ к свободе. Свободе открыться миру и узнать его в себе. Мир дзэн – это мир взаимобытия. Как пишет современный мастер дзэн Тхить Ньят Хань, «Если вы поэт, то вы без труда увидите, что в этом листке бумаги есть плывущее облако. Без облака не было бы дождя, без дождя не выросли бы деревья, без деревьев мы не смогли бы изготовить бумагу. …Если мы посмотрим на этот листок бумаги более пристально, то мы увидим в нем солнечный свет. Если бы не было света от солнца, то лес бы не вырос. …И если мы посмотрим далее, то мы увидим дровосека, что срубает деревья и поставляет их для фабрики, где те превращаются в бумагу. И мы увидим пшеницу. Нам известно, что дровосек не смог бы жить, не имея каждый день хлеба, и по этой причине пшеница, что после становится хлебом, также присутствует в этом листке бумаги».

Мы постигаем эту истину не путем размышления, а непосредственно живя свою жизнь. Дзэн обходит все ловушки интеллекта и обращается к прямому опыту. Именно опыт создает уникальный узор нашего бытия. Он соткан из наших чувств, телесных ощущений, мыслей, взаимоотношений – все это является практикой дзэн. Она заключена во внимательном исследовании своих переживаний. Мы учимся открывать и принимать те ощущения и чувства, которые считали опасными и ненужными, учимся принимать других людей.

Все это является также и заботой современной психотерапии. Учитывая, что сейчас мы страдаем от того же, что и 2, 5 тысячи лет назад, бесценный опыт дзэнской традиции привлекает специалистов, стремящихся облегчить страдания клиентов и свои собственные. Мы чувствуем дзэнский аромат в гештальт-терапии, трансперсональной психологии, экзистенциальной традиции, современном психоанализе. Этот аромат угадывается в работе больших мастеров, какой бы школе они не принадлежали. Всех их отличает способность переживать и сопереживать. Оставаясь в том, что есть, они предлагают то же своим клиентам. Подобно мастеру дзэн, терапевт сопровождает своего клиента в его путешествии сквозь жизнь, помогая обрести целостность присутствия.

Традиция дзэн удивительно похожа на психотерапию своим обращением к основам человеческого бытия и опирается на искусные методы. В первую очередь, это медитация. Ненасильственная практика исследования своего ума помогает достичь высокой устойчивости и расширить сферу осознавания. Основные виды медитации очень просты, в них нет ничего экзотического. Это медитация сидя, лежа, медитация ходьбы, медитация еды. В дзэн считается, что если мы внимательны, любое действие может стать медитацией. Такой подход позволяет деавтоматизировать наши привычные действия, делая жизнь свободнее и осознанней, что естественным образом проявляется во всех ее сферах.

Другой традиционный метод – коаны, можно сравнить с экзистенциальной ситуацией интенсивного проживания, когда оказываются несостоятельными логические схемы и привычные способы действия. Традиционно он практиковался в виде вопросов наставников. Сейчас это скорее притчи: как звучит хлопок одной ладони? Каким было твое лицо до рождения твоих родителей? По словам руководителя Московского дзен-центра Б.В. Ориона, «для человека, который понимает, что такое коан, любая жизненная ситуация является коаном. Для человека, который не понимает, что такое коан, он остается только словами». По сути дела, коан можно сравнить с ситуацией терапевтического тупика, с которым знакомы терапевты и клиенты, только этот тупик создается искусственно.

Способ обсуждения своих переживаний в режиме шеринга во многом напоминает дзэнскую практику группового обсуждения. Дзэн всегда использовал искусство, чтобы говорить о невыразимом. Это точки пересечения дзэн и современной арт-терапии. Живопись, каллиграфия, чайная церемония дошли и до наших дней, став живой частью современности.

Мы с удивлением наблюдали, как практика дзэн наполняла нашу собственную жизнь.  Ее очарование сначала привлекло нас лично, а потом мы предложили ее своим клиентам. Разные методы медитации и образ жизни, построенный на принципах дзэн, стал сутью того, что мы называем дзен-терапией. По сути, это то, как мы проживаем дзэн в своей жизни и со своими клиентами. Среди них как те, кому интересно узнавать себя, так и люди с химической и нехимической зависимостью, неврозами, психосоматическими расстройствами, депрессиями.

Заключая в себе огромный терапевтический потенциал, дзэн, конечно, гораздо шире. По сути - это способ жизни, построенный на принципах свободы, взаимобытия и сострадания.

Литература:

  1. Тхит Нат Хан  /Руководство по медитации “Чудесная внимательность”/ Издательство Дзен-центра, Москва 2001г.
  2. Тхит Нат Хан / «Мир в каждом шаге»/ Издательство «Нирвана» 2002г.
  3. Тхить Ньят Хань / «Обретение мира»/ Издательство «Андреев и сыновья» С. Петербург 1993г.
  4. Дж. Кабат-Зинн. / «Самоучитель по исцелению»/ Издательство «Попурри» 2002г.
  5. Д.Т.Судзуки / «Очерки о дзен-буддизме»/ Издательство «Наука» С.Петербург 2002г.
  6. А. Маслоу /По направлению к психологии бытия”/ Издательство “Эксмо-пресс” 2002г.
  7. С.Гроф, К. Гроф / «Неистовый поиск себя»/ Издательство института трансперсональной психологии, Москва 1996г.
  8. С. Гроф / «Психология будущего»/ Издательство института трансперсональной психологии, Москва 2001г.
  9. К.Гроф./ «Жажда целостности»/ Издательство института трансперсональной психологии, Москва 2000.
  10. Д.Корнфилд / «Путь с сердцем»/ Издательство «София», Киев 1997г.
  11. Э.Матьюз / «Медитация, буддийский путь покоя и прозрения»/ Издательство СПБ. Уддияна 2003г.
    1. В. Козлов, В. Майков, /”Основы трансперсональной психологии”/ Издательство института трансперсональной психологии Москва 2000г.
    2. Сборник статей «Психотерапия и духовные практики» Издательство «Вида-Н» Минск 1998год.